Category: искусство

Белый Квадрат.2001.

"Через центр России к Карскому морю". Реэкспозиция.


Выставка "Через центр России к Карскому морю" в МВК им. И.С. Шемановского - фактически "зал природы", обязательный в каждом краеведческом музее. В красивом названии есть доля истины: географический центр Российской Империи, исчисленный Менделеевым, действительно находился на территории нынешнего ЯНАО, у реки Таз, а впоследствии переместился восточнее - в Эвенкийский округ, на озеро Виви. Да, центр России - на ее Севере.
Экспозиция построена по географическому принципу - от тайги на юге через лесотундру, тундру и до арктического побережья.
Сначала я покажу 5 фото экспозиции, собранной лет 6 назад, а потом ее нынешний, еще планирующийся к дальнейшей доработке облик.
Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Всюду жизнь! Малевич, Кандинский, Пикассо и ПЫ


Предыдущие фоторассказы о Салехарде касались больше его центральной части. Такие "непарадные" районы как Гидропорт и Ангальский мыс виделись только из окна такси или автобуса по дороге в аэропорт. Однако, жизнь есть и там. И какая!
Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Музейные апокрифы. Проект "Ночи в музее" в Салехарде



Музейные апокрифы
Основано на реальных событиях

Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — скрытый, сокровенный, тайный) – тексты, относящиеся к Священной истории, но не вошедшие в свод канонических и отрицаемые официальной религией.
Музей полон экспонатов, каждый из которых имеет свою историю – изученную и описанную Научными Сотрудниками и Хранителями.
Или экспонатами загадочными – чья история только приоткрывается и исследуется (как пуговицы немецких военных моряков на сумках тундровиков, которые сейчас можно увидеть в Выставочном зале МВК).
Но бывают предметы, которые никогда не станут экспонатами, хотя хранят в себе Удивительные Истории и  Неведомые Тайны.  Просто Истории и Тайны эти никому не известны. Но это совсем не значит, что их нет.
Наш проект-мистификация именно об этом. Кстати, многое из описанного – правда. А вы сможете отличить правду от вымысла?

Апокрифы собраны сотрудниками МВК им. И.С. Шемановского Галиной Гурьяновой и Сергеем Барановым. Это салехардская версия проекта наших друзей «Музей наизнанку» (Екатеринбург, 2004).

Collapse )

комментарии ниже
Белый Квадрат.2001.

Олегу Говоркову сегодня 60 (???)


Родить меня почетно для любой женщины, но это право заслужила только моя мама.
О.И. Говорков
Сегодня юбилей замечательного человека - Олега Игоревича Говоркова, заслуженного ахинеиста республики, народного экспозиционера-вешателя и прочая, прочая, прочая.
Как писалось 10 лет назад и верно по сей день:
"Олег Игоревич Говорков - это культурно-стихийное явление отнюдь не местного значения, сочетающее в себе самые несочетаемые вещи: любовь к философии и философствованию, игру в шарики и борьбу с шариковыми, страсть к классической и рокмузыке, увлечение генеалогией богов и физиологией богинь.
О.И. Говорков - это общепризнанный дух музея - жилища муз - не дающий этим музам скучать и бронзоветь.
О.И. Говорков - передвижная энциклопедия научных, околонаучных и псевдонаучных знаний.
О.И. Говорков - создатель и главный герой новой музейной мифологии.
О.И. Говорков - творец альтернативной лексики с особой системой авторских ударений.
О.И. Говорков - лучший друг омских философов, художников, музыкантов, литераторов, реставраторов, хранителей, продавцов, экскурсоводов, телевизионщиков и кошек".
Все так.
Но в новое десятилетие Олег проявил себя еще и как неистовый автор множества картинок, которые он творит непосредственно в музее и которыми потом щедро одаривает музейных нимф.
Потому еще несколько свежих слов от Евгения Груздова:
Collapse )

Поздравляем!
Белый Квадрат.2001.

Ежи против серости



Сергей Баранов.  Ежи против серости.

Еж в нашей памяти – не только животное, но и простейшее противотанковое заграждение. Символ обороны, сопротивления.
И в то же время - абсолют формы: шестиконечная звезда 3D.
Объемная снежинка.
Снег – белый, но каждая отдельная снежинка искрится всеми цветами радуги.
И пока танки не наступают, ежи-звезды-снежинки могут бороться с серостью и скучностью.
No pasaran! Они не пройдут!

Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Случайный Новосибирск


В Новосибирске за последний десяток лет я был, наверное, не меньше 20-ти раз. Географически круг интересов ограничивался, как правило, несколькими точками или прямыми: Красный проспект с художественным и краеведческим музееями, книжными магазинами, Росохранкультурой и т.д.; Советская с мастерскими; Обская и Чаплыгина, где когда-то была галерея "Старый Город"; Вокзальная магистраль с СЦСИ; Олеко Дундича, где живет Коля Жуков; метро "Студенческая" с мастерской Кости Скотникова неподалеку; Академгородок, конечно. Ну, и Ленина, Горького, Свердлова, Потанина, где тоже в разное время что-то происходило.
В этот раз я, как обычно, заскочил на день - на открытие Новосибирского биеннале наукоемкого искусства "Яблоко Мебиуса" (проект "родной": в прошлый раз я его жюрил, а сейчас хочу привезти в Омск).
Как обычно, Новосибирск начался с Жукова, потом был музей с отличной выставкой "Сибирский авангард" и н-ской версией "Тесно", Городской центр искусств с выставками Миши Паршикова и Тамары Грицюк...
А на пути в СЦСИ вдруг оказался вот в этом дворике, куда меня заманила Аня Дранишникова, координатор проекта "Яблоко Мебиуса".
Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Впервые и не только. Навстречу юбилею


Лейпциг. Мою турецкие нектарины в немецком фонтане в окружении "русских берез".

Юбилей - законный повод для подведения итогов. Но я хочу здесь подытожить не «отчетный период», а последний год – год накануне «солидной даты».
Сначала о том, что делал впервые в своей жизни.

Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Лейпциг ночью


Если быть совсем точным, на фото не всегда ночь, чаще - вечер, но нам, приехавшим из Сибири с 5-6-часовой разницей во времени художникам и кураторам, стремительно наступающая уже в 18.00 темнота была вполне ночной.
Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Монументы Тары


Продолжаю Тарский цикл. Если в предыдущих постах Тара говорила народным языком вывесок, табличек и прочих текстов, то здесь - примеры языка официально-монументального.

Collapse )
Белый Квадрат.2001.

Центр изучения истории Гражданской войны



Накануне Дня строителя были подведены итоги профессиональных конкурсов. Лучшим объектом реконструкции минувшего года в Омской области был признан Центр изучения истории Гражданской войны, опередивший даже "миллиардный" Концертный зал.
А так как к нынешнему облику Центра (его "внутреннему миру") и я основательно приложился, то есть повод рассказать об этой своей работе, которая началась еще в мае 2011-го.
Построенный в начале ХХ века, особняк Батюшкина в 1918-1919 был резиденцией Верховного Правителя России А.В.Колчака. Потом  детским домом, костнотуберкулезным санаторием, цехом картографической фабрики, архивом ЗАГСа. Реконструкция здания началась с прицелом на свадебную индустрию: планировалось, что там будут торжественные регистрации браков: прилепленный к особняку ЗАГС, видимо, уже не справляется с потоком молодоженов. Проект реконструкции был именно "свадебный", пышный. Уже были даже заказаны дорогущие "дворцовые" люстры.
Однако, волей прежнего губернатора назначение особняка вдруг изменилось. Почитатель личности Адмирала, Л.Полежаев решил увековечить его память. Тем не менее, название было придумано "политкорректное": Центр изучения истории Гражданской войны.

Collapse )