Заканчивается цикл. Несколько лет моей жизни, когда вынашивалась тема и вдруг – оформившись в конкретные образы - страшно срифмовалась с событиями последнего полугодия.
Тема войны. Первой мировой и любой.
В сети гуляет ролик, где строители на Сахалине снимают на видео медвежат. И вдруг появляется медведица. И еще ничто не предвещает, что через секунду…
Я внезапно ощутил это как точную метафору войны. Беспечные люди, полные чувства своего превосходства, неуязвимости, невозможности чего-то страшного лично с ними – зараженные той самой «болезнью цивилизованного человека», которая во многом и привела и приводит к войнам.
100 лет назад миллионы «цивилизованных» людей вдруг оказались в вонючих сырых канавах посреди «цивилизованной» Европы и стали неистово истреблять друг друга, не понимая, как вообще этот ужас мог с ними произойти.
И вот опять медведица выходит из-за спин милых и забавных медвежат, за которыми так интересно наблюдать. Еще секунда - и она может растерзать любого из нас, а то и всех вместе.
Все эти последние месяцы работы над проектом очень тяжело психологически. Оптимист но природе, я по уши окунулся мир ужаса, изображенный Барбюсом, Ремарком, Олдингтоном, пытаясь найти для него адекватную визуальную форму. Но стоило поднять голову – тут же отовсюду ужас новостей с новой братоубийственной войны.
Ужас лжи, которой сопровождается эта (и любая другая) война. Ложь делает из людей врагов. И если ты никогда не пожелал бы смерти людям, то врагам – запросто. Ложь - убивает. И как она обильно, с воодушевлением транслируется вменяемыми, казалось бы, когда-то людьми!
Мы звери, господа!
Сегодня начался монтаж нашего проекта «Невозможное. Памяти павших и выживших в Первой мировой войне». Не знаю, что и скольким людям этот проект расскажет о войне. Мы старались. Проект будет работать параллельно с также «юбилейными», уже открывшимися выставкой литографий Натальи Гончаровой и выставкой военного плаката «Славный наш казак Крючков», зайдя на которую, я почувствовал себя зрителем «Лайфньюс», НТВ и «России». По-моему, насмешка над врагом оскорбляет память погибших и ведет к гибели новые тысячи восторженных дурачков. Плакаты-убийцы.
Завершается мой личный творческий цикл. Но как бы хотелось, чтобы его завершение совпало с завершением безумия, которое грозит обернуться большой бедой.