?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
в поле зрения искусственного разума -2
Белый Квадрат.2001.
klaustromax

Это "синеносые" Женя Иванов и Слава Мизин резвятся по воле еще одной умной машины на фестивале "Яблоко Мебиуса". Вот эти машины и впечатлили меня больше всего. Как любое художественное произведение несет в себе более, чем закладывает туда его творец, так и тут - простые игрушки оказываются не такими и уж простыми...



Это проект "Лови-хватай" (фестивальный формат предполагал анонимость авторов). Идея такова: когда перед камерой машины появляется человек, машина его идентифицирует - накладывает "скелетик" и предлагает сыграть в игру: появляются красненькие и зелененькие значки, которые нужно соответственно пнуть или поймать.


Игрушка пользовалась огромным успехом у детей. В принципе, с ее помощью даже можно проводить уроки танцев или физкультуры. А так - забава и больше ничего...


Но.
Видите ряды стульев для лекционной программы фестиваля? Во время лекции я сидел на крайнем. Перед экраном никого не было. И я заметил, что машина все равно продолжает искать: она стала "примеривать" свои "скелетики" на сидящих. Не очень ладно получалось, она сомневалась, прикладывала и так, и сяк. Как только ей казалось, что идентификация установлена, начинали появляться значки - игра начиналась. Вдруг я поймал себя на мысли, что мне это не нравится - машина словно вышла за этические границы, насильно включая меня в свою игру. И в этот момент игрушка стала призведением искусства: милая, забавная, она оказалась способна иллюстрировать серьезные проблемы, вызывать сильные эмоции.

Таким образом, самые наукоемкие проекты фестиваля лично для меня оказались и наиболее эмоциональноемкими: машина, измеряющая череп не желающая распознавать мое лицо как вполне человеческое (см. предыдущий пост) и машина, не только измеряющая череп   распознающая, но и помимо моей воли включающая меня в свою жизнедеятельность.



Из других проектов хочется отметить не научно-, но художественноемкие "Хронометр для Вечности" Евгения Иванова, "Наш богатый внутренний мир" Константина Скотникова, фотопроекты. Лауреатские "Химический сад" и "Grandmother board" ("Бабушкина плата") у меня вызвали ряд вопросов. Первый - вполне наукоемкий - был зачем-то безвкусно украшен и спущен до уровня китча; второй - большая красивая вязаная "материнская плата" - использует уже настолько расхожий прием, что при всей эффектности выглядит провинциально вторичным.  Победителя - "Лапшу"  - я вообще оценил на "троечку", но несовершенная система голосования минусы превратила в плюсы. Впрочем, чем больше оказываюсь в жюри, тем больше убеждаюсь, что совершенных систем нет. А потому конкурс - это некая условность, лотерея.
А в целом фестиваль понравился. Несовершенный - первый блин, все-таки. Но - симпатичный. В следующий раз надо не жюрить, а участвовать. Так интереснее.
И, конечно, понравился фестиваль новыми знакомствами: Катя Свирщевская, Аня Дранишникова, Иван Дыркин, Андрей Матвеев. Будем дружить, что-то хорошее делать.
Заинтересовавшимся - сайт фестиваля. Мои публикации - по тегу Яблоко Мебиуса.


  • 1
а что представлял собой Хронометр для вечности?

часы с черным циферблатом без цифр и с одной черной движущейся секундной стрелкой.

кажется, это можно было назвать "Око Казимира")

тогда это был бы всего-навсего постмодернизм, где базой была бы не Вечность, а "Черный квадрат".

  • 1