?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
Тунгусская красота
Белый Квадрат.2001.
klaustromax


Потихоньку продолжаю публикацию проектов "доЖЖшного" периода. Сегодня пусть будет "Тунгусская красота". Во-первых, потому что и вправду "красота".
Во-вторых, потому что 1 августа 1914 года Россия вступила в 1-ю мировую войну. Понимаю, что связь тут неочевидна. Но.
К 70-летию начала 2-й мировой мы делали проект "Черно-белый день, или Прощание с Родиной". Тоже ресурсом Омского государственного института сервиса. Тоже красивый.
Красота и катастрофа. Вот почему-то поэтому .
И в-третьих. Над "Тунгусской красотой" мы работали вместе с Аней Толкачевой (в частности, афишу сделала она и часть экспозиции тоже). 6 августа будет ровно год как Ани с нами нет.


Невыносимая красота как чистое искусство, или Свет Тунгусского чуда

(к выставке «Тунгусская красота»)

Сто лет назад, 30 июня 1908 года, произошло событие мирового масштаба, которое, впрочем, мало кто заметил. Лишь несколько эвенков находились «всего-навсего» в 40 километрах от главного места действия.

То, что произошло ТАМ, называют взрывом, катастрофой, даже – чудом.

С небес упал огромный огненный шар.

Падение сопровождалось взрывом и землетрясением в сибирской тайге, а в  европейском небе в следующие несколько ночей полыхал небывалый свет, плыли светящиеся облака, а сумерки были необычайно красивы.

Причины этой несказанной красоты никто не знал. Огненный шар упал слишком далеко от сколько-нибудь населенных мест. В силу этого взрыв мощностью в две тысячи «хиросим» стал не катастрофой, а событием более культурным, эстетическим.

Красота взорвавшегося над Хиросимой «Малыша» превратилась в ужас, боль и смерть ее очевидцев. Она потребовала небывалых жертв и для человечества перестала быть красотой.

Тунгусский болид, напротив, стал героем. Хотя кроме нескольких  прекрасносветлых европейских ночей, противоречивых воспоминаний немногих очевидцев и структурированного хаоса грандиозных разрушений человечеству ничего не досталось.

Что это было – метеорит,  ледяная комета, инопланетный корабль, котенок, посланный в прошлое, или опыты Теслы -  наверное, никто никогда не узнает.

Но что было точно – это невыносимая красота, не доставшаяся людям, но лишь чуть-чуть осветившая издалека их удивленные лица.

Чистое искусство.


Авторы выставки «Тунгусская красота» – очень и не очень молодые художники и дизайнеры - предлагают свои модели отсветов Тунгусского чуда. Это светящиеся инсталляции и объекты-светильники, бумаго- и металлопластика.

В них – красивая память человека о нечеловеческой красоте далекого взрыва. Память не историческая, но образная.

Выставка работала с 18 июня по 6 июля 2008 года во Врубелевском корпусе Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Куратор - С. Баранов








































































  • 1
Хорошая выставка.

Сначала не читая, просто по фото увидеть образный ряд, прочесть этот "текст"...
Ага! Понятно, что наиболее понятно вот это с камнем, ледяным пространством, которое поймало иноземное тело в свои хрустальные сети, совсем понятно - поваленные красиво (лепестками или лесенкой) деревья. И т.д. И это то, что так очевидно красиво.
"Электрическая тема" - здесь в том, что вроде бы должно быть более упорядочено, рационально, но, напротив, хаотично - и это тоже интересно и парадоксально. Красиво со светильниками и деревьями (фрагменты стволов,годичные кольца, по которым восстанавливают картину происшедшего и т.д.).
Чего мне не хватило в этом образном ряду? Наверное, инопланетной версии - самой детской и такой по-детски прекрасной: да, прилетали, были, упали, но след их разумности остался и т.д. Вроде бы здесь есть эта "иноземность" (сопла двигателя - я правильно поняла - инсталляция), но этот образ здесь только технизированный, без наивности и мечты об иноземных цивилизациях. Но это я так, насколько можно судить по фотографиям.
Давай, рассказывай и показывай - замечательные проекты!
Чего-то я тогда это пропустила, не видела.

Да, замечательная афиша: лаконично и по сути очень точно и красиво!

я против интерпретации искусства, т.к. обращаюсь не к разуму, а чувству. И в этом проекте мы шли не от "понимания", а от ощущения. Жители Земли ничего не понимали, а только видели чудеса в ночном небе. И все.
И проект этот, как и "Черно-белый день", не делался "специально", а складывался из уже готовых, сделанных по совсем другому поводу, элементов. Поэтому и все интерпретации - случайны.
Единственный иллюстративный элемент - "метеорит" с "деревьями" - был специально отгорожен в закутке и представлял собой отдельную инсталляцию: лампочка с проволочным клубком на ней раскручивалась и начинался бег теней... Но вполне можно было обойтись и без этой иллюстративности.

ну, и чтобы "2 раза не вставать": серия "Читающие" тоже выложена ранее.

Ну вот! Я разве про необходимость иллюстративности?
И про интерпретацию - тоже не поняла, почему ты против и как вообще ты её понимаешь и почему, как я понимаю, ты её понимаешь только как рациональное?
Любое суждение по поводу есть рационализация смутного ощущения и т.п., которое человек почему-то хочет выразить. Вербально прежде всего. А слово - конечно же рационализация, если только это не стихи или что-то типа потока сознания. Как же без этого искусству? Тогда всем остаётся молча созерцать. Хорошее дело, конечно. Но...
Чтоб совсем без суждения-интерпретации?! Но эти проекты концептуальны (в обычном вполне смысле слова - в основе идея, которая образно представлена), здесь рациональное (суждение или что-нибудь еще, эссе по поводу... да мало ли что!)вполне гармонично, думаю. Отнюдь не противоречит.
И то, что идешь в чем-то от ощущения, не означает, что потом не будет понимания. Хотя бы отталкиваясь от ощущения.
Ну, в общем, не совсем поняла, что не так в моём суждении о проекте. То, что оно моё, не "вообще" - это делает даже рациональное вполне субъективным, т.е. в определенной степени (не вполне, не совсем адекватно - на то и словесная форма выражения) выражающим моё ощущение.

да это я так что-то не в тему, простите ради Бога! Просто делался абсолютно визуальный, без каких-либо других задач, проект и тех же инопланетян, там, конечно никак не могло возникнуть. Все прочие ассоциации случайны, ненамеренны. Мне именно это было ценно - атмосфера прекрасная и загадочная. Не текст, а ощущение. Но это, конечно, не отменяет возникающего вдруг текста. Не прав, каюсь ))

Да ну, что ты, Сереж! Обычное дело - какие-то разные (немного!) суждения, сценки - нормально!

  • 1