?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Flag Next Entry
Гоголь и Осирис
Белый Квадрат.2001.
klaustromax


А вот - про Гоголя. ..

 

Для начала – справка из Википедии ru.wikipedia.org (сокращенная, 2-летней давности):

Оси́рис (греч.  Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сокологолового сына Гора.

После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.

 

Аналогия 1. Птичий нос Гоголя. Осирис, сам имея облик вполне человеческий – сын, муж и отец орнитоморфных существ.

Аналогия 2.  «Гоголя никто не знал вполне. Некоторые друзья и приятели, конечно, знали его хорошо; но знали, так сказать, по частям. Очевидно, что только соединение этих частей может составить целое, полное знание и определение Гоголя» (С. Аксаков)*

«Расчленен» Гоголь  и физически: он все время  с самого раннего возраста мучим какой-либо частью своего тела. В перечне: грудь, уши, нос, руки, ноги, задний проход, печень, кишки, более всего – желудок и, конечно, нервы. Он мечется по Европе, пытаясь буквально собрать себя по частям, но:  «…то, что могло бы помочь желудку, действовало разрушительно на нервы,   а нервы – обратно на желудок» (Н. Гоголь).

«Гоголь рассказал мне о странностях своей (вероятно, мнимой) болезни: в нем-де находятся зародыши всех возможных болезней; также и об особенном устройстве головы своей и неестественности положения желудка. Его будто осматривали и ощупывали в Париже знаменитые врачи и нашли, что желудок его вверх ногами» (Н. Языков).

«В желудке сидит какой-то черт, который мешает все видеть…» (Н. Гоголь). Соблазн найти в этом новую аналогию (№3) – глаз Гора в желудке Осириса.

Аналогия 4. Одно из «канонических», общеизвестных изображений Гоголя – рисунок, изображающий Гоголя с растением. На голове лежащего в гробу писателя – венок из лавровых листьев. Страсть Гоголя к огородничеству, садоводству также известна. Да и сами его произведения сродни бурно растущим красивым садам, произвольно, но точно организованным.

Аналогия 5. «Выбранные места из переписки с друзьями» - книга, призванная научить людей «правильно жить».

И, конечно, «Мертвые души», главная книга и главная аналогия. Во втором томе Гоголь планировал свое царство «оживить», называя первый том «грязным двором перед величественным строением». Но не смог. И вовсе отказался от мира живых: уничтожил свою книгу и свое тело.

Путешествия Чичикова по сбору «мертвых душ» и метания Гоголя по сбору своих частей совпадают хронологически и принципиально. «Одушевляя» свои органы, Гоголь параллельно одушевляет и свои персонажи. Возможно, каждый из героев Гоголя – это персонифицированный образ какой-либо из его частей, ее хранилище, канопа.

Кстати, поздняя редакция «Ревизора» свидетельствует об еще одной любопытной, обратной, аналогии - стремлении автора выдать персонажи пьесы за некие аллегории, олицетворяющие душевные пороки. Попытка эта не была убедительной. Быть может, потому, что гоголевские персонажи – части не души, а тела.



 

 

 

*В здесь и далее использованы цитаты из книги В. Вересаева «Гоголь в жизни» В. Вересаев. С.с. в 4-х томах. М., 1990).