?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
Малым ребятам о "Черном квадрате"...
Белый Квадрат.2001.
klaustromax
К. Малевич. Черный супрематический квадрат. 1915.

 

Сергей Баранов

 

Малым ребятам о «Черном квадрате»...

Проект учебного пособия.

 

Этот материал можно еще озаглавить «Умным ученым о «Квадрате черном», или  «Для развитья девичьего – о «Квадрате Малевича», или «Всем практически – о «Квадрате супрематическом».

«Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича признан самым значительным шедевром отечественного искусства ХХ века. Признан, конечно, специалистами – 50-ю ведущими российскими искусствоведами, кураторами и художниками. Художники и искусствоведы, ведущие в другую сторону, признаются в исключительной ненависти к этому произведению.

Для народа «Черный квадрат» является одной из самых нелюбимых картин, визуально близкой, кстати, к «Самой нелюбимой картине русского народа» из проекта Комара и Меламида (1995) - черным треугольникам на красном фоне.

Однако, эта нелюбимая картина одновременно является одной из самых популярных: ее, а также – что абсолютно уникально – ее автора знают почти все жители России, начиная с 11-12-летнего возраста. Такое скандальное противоречие между любовью одних профессионалов и ненавистью других, между любовью группы специалистов и нелюбовью народа в целом, между нелюбовью народа и жгучим интересом того же народа к этой, написанной почти 100 лет назад небольшой картине, родило целый культ «Черного квадрата», усиленный в последнее время цифрой 1000000 в иностранной валюте.

Культ ярко проявляется в том, что где бы, когда бы, в какой бы компании кто-либо не был бы представлен как художник или сотрудник художественного музея, сразу следует вопрос: «А что вы думаете о «Черном квадрате»?»

Цель вопроса двоякая. С одной стороны, конечно, услышать подтверждение, что народ прав и знаменитая картина – только грандиозное надувательство, а потому можно довольно успокоиться и ругнуть бессовестных пиарщиков.

С другой стороны, не желая подозревать кого-либо в столь неблаговидном поступке как мошенничество, хочется оказаться посвященным в некую тайну, обладать тайным знанием: мол, это не просто квадрат, а некий шифр и т. п.   

Понятно, что искренняя попытка рассказа о супрематизме в частности и беспредметности вообще расценивается как «пудрение мозгов», неискренность, желание скрыть свое истинное чувство за идеологически «правильными» учеными фразами.

И здесь возникает поведенческая проблема: как не погрешить против истины, при этом не уронив себя перед самим собой или перед лицом публики, а также не обидев ее.

Многие сталкиваются с этой проблемой и как-то более или – чаще - менее успешно ее решают. Очевидна необходимость выработки некоей универсальной формы объяснения феномена «Черного квадрата», доступной для понимания разными возрастными, социальными и профессиональными категориями людей.

Собственный опыт выработал у меня несколько не вполне универсальных, но приемлемых формул.

Первая, «транспонирующая». Сравнение «Черного квадрата» с не менее популярной, но не вызывающей никаких эмоций у широких масс ВТФ – Великой теоремой Ферма. Как и картина Малевича, теорема Ферма предельно проста (запись всем известной теоремы Пифагора – ее частный случай)*, также будоражит умы своей недоказанной доказуемостью, практически бесполезна с точки зрения прикладной математики, но усилия по поиску ее доказательств развили целое направление в математической науке – теорию чисел. Опять же – назначенные крупные премии.

Сравнение начинается со встречного вопроса: «А что вы думаете о теореме Ферма?» Естественная реакция оппонента – ссылка на сложность математической науки, необходимость образования. Таким образом,  упомянув о выше приведенных аналогиях, легко подвести его к необходимости образования и в изобразительном искусстве, прочитать краткий курс истории искусств с выявлением его (искусства) целей и разницы между ремеслом и творчеством. Путь трудоемкий, годящийся не для каждой аудитории, но в частных случаях достаточно эффективный.

Вторая формула. «Научно-аналогичная». Особенно эффективна для научных работников (опробована, в частности, на директоре Алтайского государственного заповедника И. Колмыкове). Человек, понимающий разницу между прикладной и фундаментальной наукой, готов к мысли и о существовании фундаментального искусства. Таким, образом, «Черный квадрат» в глазах оппонента приобретает новый понятный и устойчивый статус. Можно укрепить его кратким экскурсом в историю беспредметного искусства и дизайна, но это уже обычно не требуется.

Третья. «Музыкальная». Музыка беспредметна. Но тем не менее, ее влияние на человека очевидно. И дело здесь не в мелодии. Человек, будучи природным резонатором, воспринимает и немелодичные звуки, и их воздействие подчас сильнее, чем звуки организованные. «Черный квадрат» можно сравнить с очень низким монотонным звуком где-то на грани слышимого спектра, создающим в правильно настроенном человеке мощный резонанс. Не каждый готов слышать такой звук, у многих резонатор настроен иначе или вовсе испорчен, ведь даже поклонников прекрасно организованной классики значительно меньше, чем любителей поп-музыки. Но прислушаться и услышать в конце концов может каждый.

Четвертая. «Правдивая». «Черный квадрат» - первая в мире картина, которая не врет. До нее абсолютно все картины предлагали зрителю иллюзию: предметы, персонажи, пространства, которых на самом деле не было, только – плоскость и краска, наложенные определенным способом. На картине Малевича – квадрат. И только. Без иллюзии, без обмана. Только форма, только цвет. Впервые в мировом искусстве. Представьте, что у вас сто друзей, каждый из которых мастер рассказывать удивительные чудесные истории, которые прекрасны, но в них нет ни слова правды. А еще у вас есть молчаливый друг, который первым слетал в космос. Он и не делал-то там ничего. Просто – был первым.

Пятая. «Самая». Какая картина – самая-самая? Самая большая? Самая красная? На которой больше всего элементов или краски? Самая дорогая? Нет – можно сделать еще больше, еще краснее, продать еще дороже.  Бесконечность и есть бесконечность, ноль – один. Хорошо сказал Андрей Платонов: «Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее. Оно есть высшая форма экономии». Малевич считал свой «Квадрат» именно символом экономии. Он – наипростейший, т.е. воплощенный ноль, но – «работает», как картина. Он – «нуль форм», но ноль – это начало, в котором заложена возможность бесконечных возможностей: зримо представлен принцип взаимодействия и воздействия на зрителя формы, пространства и цвета. То, на чем стоит искусство, то, на чем стоит дизайн.

Шестая. «Абсолютная». Абсолют – это Бог. Можно верить в Него, можно – не верить. Он просто – есть. К Нему можно прийти, но познать его нельзя. Он невыразим никаким человеческим языком. Искусство и есть попытка выразить невыразимое, дотянуться, прикоснуться к Абсолюту. В боговдохновенном искусстве есть Его выдох, но изображения Божественного Духа крайне условны, слишком человечны. Мир незримый, горний, абсолютный изображается через элементы относительные: фигуры человека, предметы его быта, другие творенья Божьи или людские. Связь с Абсолютом осуществляется лишь через форму и цвет. И то и другое подбирались по принципу «красивого», но красивого – для человека. Не надо забывать, что классические иконы играли роль во многом просветительскую, доносили до неграмотных смысл Священного Писания. Они не украшали быт, а приобщали к Богу. В эпоху всеобщей грамотности текст Писания доступен каждому, нет необходимости Слово превращать в зрительные «человеческие» образы. Форма и цвет могут освободиться от оков относительности. Какой же образ ближе всего к Абсолюту – непознаваемому незримому Самому-Самому? Малевич предложил «Черный квадрат», не забывая при этом, что молятся не иконе, а - Богу.

……………………………………………………………………………….

Все эти формулы ведут, конечно, не к постижению сущности шедевра Малевича, но как минимум к примирению с его существованием.

Проблема в том, что даже среди сторонников и защитников «Черного квадрата» с постижением дело обстоит также не лучшим образом. Произведение рассматривается обычно в символическом, метафорическом ключе, в корне противореча идеям Малевича.

В выпущенном  специалистами в области музейной педагогики Третьяковской галереи альбоме для детей «ХХ век. В мастерской художника» рядом с репродукцией «Черного супрематического квадрата» помещена аннотация. В ней в несколько ироничной форме описывается скандальная ситуация с первым появлением работы на публике, а сам Малевич показан «усмехающимся мэтром» с фигой в кармане. Далее автор материала прячет собственную усмешку, перейдя к поучительности: «Бесполезно задаваться вопросом: что изображено на картине…», перечисляет стандартные интерпретации, и тут же сам трактует картину: «…черный квадрат – загадочный экран, заслоняющий белую плоскость холста…». И далее, конечно, про экран компьютерный и т. д. и т. п.
Так вот, не «бесполезно», а неправильно задаваться вопросом, что изображено на картине (какой тут может быть вопрос – квадрат и только!). Важно не что изображено, а как это на тебя действует. Важен не анализ изображения, а то, как изменяется внутреннее состояние зрителя под его воздействием.

Во всей истории создания «Черного квадрата» самый значительный момент – момент озарения. Тот миг, когда Малевич увидел то, что создал.  Именно: не придумал, а увидел. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» — говорил Малевич, — «и сам не понимал, что такое сделал». Хотя, казалось бы, что тут особенного: эскиз занавеса к опере «Победа над Солнцем». Солнце – светлое, круглое. Соответственно Победа Над Солнцем как антитеза – темная, квадратная. Черный квадрат, простая до слез метафора. Пожалуй, даже единственная. Но только спустя два года после премьеры оперы, готовя рисунки  для планирующейся брошюры «Победа над Солнцем», Малевич вдруг увидел, что это самодостаточная визуальная структура, самый настоящий «царственный младенец», первенец «нового живописного реализма», новой – беспредметной - изобразительной системы.  

Понятно, что призывать зрителя чувствовать, а не понимать, зачастую бесплодно: чувствованию тоже нужно учиться. Поэтому смею предложить проект комплексного подхода к решению этой проблемы. По форме это воплощенная - складная картонная - иллюстрация к истории создания «Черного квадрата».
  Макет

Следуя моей художественной воле, силуэты «зрителей» имеют четкие длинные тени, вполне естественные в присутствии Солнца.

В следующей позиции белый круг Солнца закрывается черным квадратом (Фото 2.). Одновременно создается новое эмоциональное пространство: Солнца нет, но тени – есть. Теперь получается, что  источник излучения – Черный Квадрат.

Таким образом, из сферы рационального, понимаемого совершается переход в сферу иррационального, устроенного по своим законам, воздействующего в первую очередь на чувства.

Наверное, не все испытуемые прочувствуют уникальность ситуации и переживут эмоциональное потрясение. Быть может, никто. Но в любом случае, они будут знать точную историю возникновения  и первоначальный смысл «Черного супрематического квадрата» Казимира Малевича.  А это уже не мало.

Впрочем, я надеюсь, что представленное пособие обладает достаточными выразительными свойствами и сможет выполнить свою задачу.

Для  педагогов изобразительного искусства, а также для широкой публики будет предложен портативный, удобный для переноски и защищенный от воздействия осадков и механического воздействия, набор, включающий:

      1.   краткую историю создания «Черного квадрата» и его репродукцию

2.    отзывы авторитетных прогрессивных деятелей искусства, культуры, науки  о «Черном квадрате» и о «новом живописном реализме»

3.    универсальные и частные формулы ответа на вопрос «Что вы думаете о «Черном квадрате?»**

4.    складное наглядное пособие «Победа над Солнцем».

 

Всероссийская презентация учебно-методического пособия «Черный Квадрат» Малевича» запланирована в День согласия и примирения.

 

  

 

 

 

 *К слову, теорема Ферма фиксирует исключительную связь трех квадратов (!)

 

**Число «формул примирения» может быть расширено, автор ждет предложений.



  • 1
К сожалению, лекция "Вся правда о "Черном квадрате" запланирована на 12.00 в субботу 17 апреля. Именно в это время (с 11.00) в "Робе" будет мастер-класс Сергея Сокруты. Я бы не колебался в выборе.
Кстати, вышеприведенный тест - это не текст лекции.

Лекция на Ленина 3? У меня с 10 магистры - 5-6 человек, как раз мы об этом - об искусстве, что оно есть - говорим. Так мы придём? Мастер-класс - это же для тех, кто снимает. Мы-то зрители, а не творцы.
Итак, Ленина 3, в 12.00, завтра. Я всё правильно поняла?

Да, лекция во Врубелевском корпусе Омского областного музея имени М. А. Врубеля, ул. Ленина, 3.
Платная. Вряд ли я смогу договориться на бесплатную группу, но постараюсь.
А мастер-класс - это, в первую очередь, общение с мастером, да еще в процессе его чудотворства!

Да ничего не надо договариваться. Придём и заплатим.

Спасибо! Краткость - сестра таланта.

...Й - наша сестра?!

ай молодца!!! Главное - твой посыл выглядит уместным; ты сам говоришь, что к этой теме приходиться подступать бочком - все заминированно, а ты так уверенно свой азимут взял. я получил удовольствие.

А как быть с тем обстоятельством, что нормально развитой и образованный индивидуум, особенно имеющий отношение к искусствоведению или философии(но совсем не обязательно), просто не имеет воли или не может сдержать себя, чтобы не "поучаствовать" в дискуссии, которая длится уже не один десяток лет (отсюда и рост цены на квадрат)? Бога ради, не принимайте это исключительно на свой счет! Я хочу, чтобы это мое высказывание рассматривалось в "обобщенном" смысле. Я сведению, сама я натура эмоциональная и чувствительная, в том числе и к живописи, определенная способность к анализу тоже имеется. "Поговорить" про квадрат могу, но интереса к нему нет никакого.

Вопрос: зачем говорить, если нет интереса?
"Квадрат" не просто меня "интересует", он - часть моего мира, эмоционально прожитый кусок моей личной жизни, поэтому я не "участвую в дискуссии", а просто описываю часть своего коммуникативного опыта.
А про "индивилуумов", не имеющих воли, но имеющих смелость (наглость?) рассуждать о предмете, о котором они имеют весьма смутное и превратное представление... Ну, это у нас повсеместно, как говаривал Левша. Кстати, зачем он ковал блоху?

Кстати, зачем он ковал блоху?

Я думаю, что затем же, зачем все творческие люди занимаются своим делом, кстати ученые в области фундаментальных наук тоже. Казимир Малевич - не исключение из правил. И это хорошо, что так все и есть. Творческого человека можно сломать, убить, но невозможно заставить продуктивно работать в области, которая его совсем не интересует. Вопрос же, который я затронула, связан с существованием и поддержанием почти вековой дискуссии по поводу ЧК и лежит совсем в другой плоскости. Вряд ли имеет смысл вообще его развивать.

Re: Кстати, зачем он ковал блоху?

Вот в этом и главный феномен: идет вековая дискуссия, главным образом - о смысле ЧК. В то время как сам автор об этом подробно написал. Но никто же не читает или не верит, каждый интерпретирует по-своему.
А подковка блохи совершенно никакого отношения к искусству, а тем более к фундаментальной науке отношения не имела - перечитайте Лескова. Та же цель- вставить свои три копейки. А для чего, зачем?..

Re: Кстати, зачем он ковал блоху?

Мне радостно сознавать, что вы сами правильно, на мой взгляд, определили "цель" (содержание?) вековой дискуссии. Что же касается непосредственно сказки Н.Лескова, то там для меня самое ценное - это фигура Платова с его позицией. Считаю, что в настоящее время такие платовские внутренние установки - это актуальнейший вопрос.

зашибись! буду отправлять эту ссылку всем, кто будет задавать мне этот вопрос.
;)

Браво, коллега! Мне всегда не хватало такого терпения :)

Великолепный текст! Я бы еще добавила седьмую, дзенскую версию. И насчет музыкальной формы: мне кажется, аналог ЧК в музыке - "4.33" Джона Кейджа.

Вы рискнете объяснить Кейджа простому обывателю? Не с помощью ли "Черного квадрата"?
Я прошу прощения, убегаю. Могу вернуться в диалог только вечером.

>Не с помощью ли "Черного квадрата"?
Именно так. В классической риторике это называется "порочный круг";) Я тоже побежала, а то увлеклась вашим журналом, как бы не опоздать теперь.

  • 1