?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
УИБиСИ-1. Частное мнение об основной программе
Белый Квадрат.2001.
klaustromax


Несколько слов об основной программе 1-й Уральской Индустриальной Биеннале современного искусства (кратко: УИБиСИ-1).
Основная – с кураторством о трех многоуважаемых головах - программа открылась раньше, и мои уральские друзья-художники выражали исключительно сдержанное неприятие или даже активное возмущение. В какой-то мере предавая друзей, я готов был списать это на их неважное самочувствие, экстремальный максимализм и плохую погоду. Простите меня, друзья мои.

Главная площадка биеннале – могучее конструктивистское здание типографии «Уральский рабочий» в самом центре города, рядом с УрГУ. Это не в Техасе «все большое», это в Е-бурге все БОЛЬШОЕ. И от ПЕРВОЙ – УРАЛЬСКОЙ – ИНДУСТРИАЛЬНОЙ и пр. пр. пр. – тоже сильно ожидалось чего-то БОЛЬШОГО и ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО, еще бы: Урал – железный, каменный, могучий + Индустрия – железная, могучая, ритмичная, гремящая = !!!!!!!!!!!!!!!!!!!! И горы содрогнутся!..
Несколько цитат из информационного письма оргкомитета (выделения мои):
«Уральская Индустриальная Биеннале современного искусства видит свою миссию в новом позиционировании Екатеринбурга и Уральского региона не только как места металлургического и технического производства, но и как индустрии смыслов и ценностей, …. нацелена на преодоление культурных барьеров и масштабную интеграцию современного искусства и промышленности и широкой аудитории в городской среде, на острое отражение актуальных художественных идей, находящих точку сопряжения между искусством и реальной жизнью… мы стремимся добавить к его культурному ландшафту новые идеи и впечатления, заинтересовать его жителей новыми смелыми проектами и вызвать их на культурный диалог о современном искусстве и культуре… Биеннале создает энергию динамического поля, которая распространяется по всему городу. Это особенно ощутимо когда все выставочные и музейные институции города общими усилиями создают критическую массу. Одна из самых впечатляющих возможностей биеннале состоит в том, что она становится стимулом для развития местной арт-сцены... Биеннале нацелена на осуществление беспрецедентного по масштабу взаимодействия актуального искусства и действующей промышленности. Кроме того, Уральская Индустриальная Биеннале современного искусства призвана стать значимым событием, как на уровне региона, так и на уровне страны и мира в целом. Явиться полноценным источником идей, способных сделать Екатеринбург точкой притяжения для мирового профессионального арт-сообщества и широкого зрителя на карте России…».

Ах! Как все здорово, как правильно! Не особенно насторожило даже следующее: «Тема Биеннале 2010 года формулируется как «ПРОРАБОТКА РЕАЛЬНОСТИ». Проработка – понятие напрямую связанное с фрейдистской теорией. Оно подразумевает своеобразную провокацию психологического процесса переживания и переосмысления произошедшей травматической ситуации. Ее следствия - травмирующие воспоминания - подпадают под механизм психологического вытеснения из поля сознательного в подсознательное, продолжая там свою разрушительную, угнетающую работу. В этой ситуации абсолютно необходим ментальный возврат к травматическому моменту, его проработка, которая поможет изжить болезненный опыт. Первая Биеннале современного искусства, беря за основу этот концепт и перенося его в новый масштаб, станет пространством художественного эксперимента по проработке уральской индустриальной реальности».
Т. е. можно было полагать, что все гремящие громады индустрии будут ПРОРАБОТАНЫ в масштабные инсталляции и арт-объекты – прокатные станы по производству новых идей и смыслов. Фрейд? Ну и пусть себе Фрейд… (Интересно было бы посмотреть на старичка, таращащегося на всевозможные продолговатые железки и отверстия в цеху завода. И трактующего их!.. Этакий диагноз заводу )

В предвкушении грандиозно-невиданного и невиданно-грандиозного, я очутился на ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДКЕ УИБиСИ-1…

Я увидел только довольно БОЛЬШУЮ пустоту. А надо сказать, что пустота – это именно то, что совершенно не присуще Уралу. В пространстве были только следы некоей давней жизнедеятельности. И не вполне было понятно кого: рабочих? быть может. Художников? не уверен. Словно все было срочно эвакуировано, а оставлены только самые уже бросовые, ненужные предметы.




На стенах - тексты на двух языках, увлеченно рассказывающие о каких-то смелых проектах, о «проработках», «трансформациях» и прочих классных вещах. И совсем никак не связывались с этими текстами ни горка разломанных видеокассет, ни другие столь же «свежие» арт?продукты.











«Достаточно, чтобы слова выражали смысл», - сказал Конфуций, делая ударение на последнем слове. Здесь все было наоборот: СЛОВА выражали смысл, а остальное – едва ли. Крохотные слепенькие мониторчики показывали что-то столь же небанальное, как выход рабочих из ворот завода. Единственная «масштабная» работа – «Стеллаж» Алексея Булдакова - только подтверждала поспешный исход уничтожением документов.



Не хватает большой надписи: «Здесь были Кабаков, Братков, Тер-Оганьян и другие!» Есть же этикетки на стенах - кто посмеет усомниться? Но сомнение – само лезет: были ли? делали ли? видели ли? Нет, оказывается, не было. Зато они сами – лично - рассказали, как все должно быть. И так именно было задумано! Блестящий план удался! Слава дяде Васе, напевшему Каррузо! Но сейчас дядя Вася устал и пошел спать.

Вот - "Труба".  Кабаков, однако!

точнее - вот! Из трубы должно дуть, а еще должны быть люди, один из которых читает вслух...

Вот текст кураторов площадки:
www.openspace.ru/art/events/details/17665/

Все складно, но ничего не объясняет. Главное: почему и для кого это оказалось – здесь? Ощущение, что специальные люди-кураторы очень хорошо теоретизируют, но очень плохо представляют себе Урал и уральцев, индустрию и людей, в ней работающих или просто с ней соприкасающихся ежеминутно. У них – кураторов – действительно была увлекательная работа («сто мэйлов в день») по оформлению некоторых своих идей, рожденных в своих далеких от Урала кабинетах. Они славно поиграли в «индустрию», с удовольствием об этом рассказывают, показывают мозоли. И будка цехового контролера, где отражен весь техпроцесс работы с авторами – безусловно, самое удавшееся произведение центральной площадки. Прочувствованное. Она изолирована от всего остального, в ней много интересного и из нее долго можно не выходить. Да и просто некуда, незачем.






Какое это имеет отношение к «энергии динамического поля», «впечатляющим возможностям» и «стимулам для развития местной арт-сцены» - непонятно.

Интересно, что пространство типографии ВООБЩЕ БЕЗ АРТ-ПРОЕКТОВ работало бы лучше на заявленную идею. Оно сильно уже само по себе своей стихийностью смыслов и образов. Это поначалу признали и сами кураторы: «В 1990-е годы рабочие украсили стены теми самыми материалами, которые печатали, соединив и смонтировав их на свой вкус. На какой-то момент нам показалось, что эти анонимные произведения искусства лучше и интереснее всего того, что мы могли бы здесь выставить…», но паровоз арт-процесса уже тронулся, крамольную мысль поскорее отбросили. Итог: имеющаяся арт-коррекция только разрушила цельность пространства и путает зрителя, как пеньки телеграфных столбов в сосновом бору – ненужные и некрасивые.

без АРТа.  И еще две ниже



Лишний раз продемонстрировано, что Москва – не Россия. Но Урал – сам себе столица. Он не сильно-то и смотрит на Москву. И не смотрел никогда. Это он ей нужен, а не она ему. Здесь полно своего добра, своей энергии, своего духа. Столько людей, «играющих свою игру», не лезущих к столичному фуршетному арт-столу, но плодотворно и целеустремленно работающих и создающих те самые смыслы, я не видел нигде. Они как бы незаметны, но важны, их знают. Их знают, но стараются не замечать местные представители столичных арт-институций. Зачем? «Нас и так неплохо кормят!» И легче работать со столичными схемами и возводить репродукцию в принцип, чем внедряться в местную твердую породу.
Для кого эта выставка? Я не знаю.
Когда-то здесь работало много людей, но все кончилось.
Потом пришли другие люди и тоже немного поработали. Но что-то ничего не началось. Зато эти люди получили массу удовольствия от совместной деятельности, вытерли пот со лба и удовлетворенно похлопали друг друга по плечам, а себя по карману. А в графе «Урал» поставили галочку: «освоен». Что там дальше – Сибирь?
Может быть, это и есть гиперпроект-метафора современной России?

Еще несколько случайных, сделанных буквально в двух шагах (ну, и чуть дальше) от основной площадки фото городского пространства. Без комментариев.






Моя реплика - частная, субъективная. Есть в пространстве основной площадки и неплохие проекты. Так, в закоулках отыскалось отличное видео... И кураторы, несомненно, умнейшие люди, но...

И была еще параллельная программа, о чем чуть позже, в следующих постах.

А вот - для любителей объективности - статья Валентина Дьяконова: www.ncca.ru/news.text.


  • 1
Сережа, очень интересно! Выходит, главное событие, как оно мыслилось, поручено было москвичам? Т.е. в своих устроители не верят? Или так сейчас принято: чтобы прозвучало где-то, не только на местном уровне, то будьте добреньки, зовите тех, что в некоем "перечне статусном", только с ними будет резонанс и они вам покажут, уж они вас научат.
Грустно.
А вторично же (если не третично, и т.д)! Урала нет и в помине. И России в прочем, в теперешнем, а не в "посткоммунальном" кабаковском образе.
Да фотографии реальности хороши. А уж в контрасте с холодом "главного объекта".
А вообще как всё поучительно. Во что всё вырождается. Ну или превращается, если так угодно.

С нетерпением жду рассказа о впечатлениях более позитивных.

Организатор - Уф ГЦСИ (Уральский филиал Государственного Центра Современного искусства, Москва)

...год работал в этом цехе - грустно видеть такую разруху - там был переплётно-брошюровочный цех.

не помог Фрейд? :)

Что из хорошего можно увидеть сейчас в Екатеринбурге из выставок:
в ЕГМИИ выставка рисунков Врубеля и Невьянская икона из частных собраний. Постоянные экспозиции все отличные: авангард, икона, русское и европейское искусство - 4 экспозиции - все отличные.
То что в ПоЛе - мне не понравилось, то что вчкра открылась выставка в СХ - много всего, есть хорошие работы, но в целом грустно. О СХ напишу.

То что делает Екатеринбургский филиал ГЦСИ мне настолько не нравится, что даже писать об этом не хочу. Что при Арсении, что при Алисе.
Причем местные художники даже не знают что есть здесь ГЦСИ.

Жаль что ты не видишь разницы

а значит дело в не ГЦСИ а в полном неприятии современного искусства, что печально. Такая же проблема со всеми почти художниками живущими в Е-бурге. Великолепно подготовленные, умные они предпочитают не совершать поступков, а воспроизводить наработки искусства прошедших эпох.

Re: Жаль что ты не видишь разницы

Я бы не сказал, что есть особое неприятие современного исксства. Даже наоборот, к нему тянутся зрители, и пытаются поработать душою и умом за художников, пытаются найти там хоть что-то умное и важное. В основном, делается скука, серость и халтура под девизом, вырванным из Бойса "каждый человек художник", хотя там имелся в виду другой смысл - если каждый человек художник, то мир станет лучше. Про поступок согласен, нужен поступок как ВЫБОР. Екатеринбург реальный крутой городище, перспективная площадка. Меня все екатеринбуржские друзья спрашивали про индустриальную биенале, где и когда там будут события. А теперь вот звонят и рассказывают, что абсоллютно разочарованы пустотой и бессмысленностью. Событие не получилось и взаимодействие зрителя с СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ тут не при чем. Есть исторические руины и надо над ними сдоминировать, выразить свое отношение, а не пукать и самоутверждаться именами-фамилиями-столицами-биенальками. Требуются масштабные проекты, вызов самой структуры этих заводов, а показаны домашние заготовки, пукалки, чтоб подешевке и не париться. Пока не вижу мощной артсреды в Екатеринбурге. Сами художники копошатся в своих локальных уголочках. Про низовую культуру ничего не известно вообще, не активная, дохлая. Даже интернет не помогает, что странно. Только что были в Екатеринбурге, ощущение от города сильное, столичное. Должны быть ответы этому мастштабу.

Согласен. Но проблема не только в их "освоении",проблема в том,что художники не могут освоить свое собственное пространство,нет мощной местной альтернативы,и эта выставка в Поле,как бы она не была мила,весьма существенный показатель.

Ну, выставка в ПоЛе - это же "детско-игрушечный", "домашний" проект маленькой галереи. Без глобальных задач. Выставка хороша своей искренностью, но далека от репрезентативности. Шабуров появился не на пустом месте, он один из... Но ГЦСИ ведет свою политику из Москвы.

Впрочем, когда нет площадок в городе, а имеющиеся контролируются ориентируемыми на Москву людьми, местным художникам трудно проявиться. Делают себе где-то что-то...

пожалуй, я больше ориентируюсь на ситуацию 90-х - начала 2000-х, когда жизнь в Е-бурге кипела и во многом благодаря такой площадке как Музей Молодежи. Художники никуда не делись, да и новые народились, работают. Где? Я не отслеживаю, пусть местные просветят. Хотя те же Оборотистов-Ражева-Таксис отлично проявляли себя на больших площадках (Красноярск, Арт-Клязьма и пр.)И это именно уральский, особенный акцент. Но если организаторы ставят своей целью НАУЧИТЬ КАК, то на фотках все видно.

Москва-то как раз - Россия.
Просто именно в эту часть России стремятся долбо...завры, считающие, что Москва - не Россия.
И некоторые даже добираются, к сожалению.

  • 1