klaustromax (klaustromax) wrote,
klaustromax
klaustromax

Categories:

УИБиСИ-1. Частное мнение об основной программе



Несколько слов об основной программе 1-й Уральской Индустриальной Биеннале современного искусства (кратко: УИБиСИ-1).
Основная – с кураторством о трех многоуважаемых головах - программа открылась раньше, и мои уральские друзья-художники выражали исключительно сдержанное неприятие или даже активное возмущение. В какой-то мере предавая друзей, я готов был списать это на их неважное самочувствие, экстремальный максимализм и плохую погоду. Простите меня, друзья мои.

Главная площадка биеннале – могучее конструктивистское здание типографии «Уральский рабочий» в самом центре города, рядом с УрГУ. Это не в Техасе «все большое», это в Е-бурге все БОЛЬШОЕ. И от ПЕРВОЙ – УРАЛЬСКОЙ – ИНДУСТРИАЛЬНОЙ и пр. пр. пр. – тоже сильно ожидалось чего-то БОЛЬШОГО и ОЧЕНЬ БОЛЬШОГО, еще бы: Урал – железный, каменный, могучий + Индустрия – железная, могучая, ритмичная, гремящая = !!!!!!!!!!!!!!!!!!!! И горы содрогнутся!..
Несколько цитат из информационного письма оргкомитета (выделения мои):
«Уральская Индустриальная Биеннале современного искусства видит свою миссию в новом позиционировании Екатеринбурга и Уральского региона не только как места металлургического и технического производства, но и как индустрии смыслов и ценностей, …. нацелена на преодоление культурных барьеров и масштабную интеграцию современного искусства и промышленности и широкой аудитории в городской среде, на острое отражение актуальных художественных идей, находящих точку сопряжения между искусством и реальной жизнью… мы стремимся добавить к его культурному ландшафту новые идеи и впечатления, заинтересовать его жителей новыми смелыми проектами и вызвать их на культурный диалог о современном искусстве и культуре… Биеннале создает энергию динамического поля, которая распространяется по всему городу. Это особенно ощутимо когда все выставочные и музейные институции города общими усилиями создают критическую массу. Одна из самых впечатляющих возможностей биеннале состоит в том, что она становится стимулом для развития местной арт-сцены... Биеннале нацелена на осуществление беспрецедентного по масштабу взаимодействия актуального искусства и действующей промышленности. Кроме того, Уральская Индустриальная Биеннале современного искусства призвана стать значимым событием, как на уровне региона, так и на уровне страны и мира в целом. Явиться полноценным источником идей, способных сделать Екатеринбург точкой притяжения для мирового профессионального арт-сообщества и широкого зрителя на карте России…».

Ах! Как все здорово, как правильно! Не особенно насторожило даже следующее: «Тема Биеннале 2010 года формулируется как «ПРОРАБОТКА РЕАЛЬНОСТИ». Проработка – понятие напрямую связанное с фрейдистской теорией. Оно подразумевает своеобразную провокацию психологического процесса переживания и переосмысления произошедшей травматической ситуации. Ее следствия - травмирующие воспоминания - подпадают под механизм психологического вытеснения из поля сознательного в подсознательное, продолжая там свою разрушительную, угнетающую работу. В этой ситуации абсолютно необходим ментальный возврат к травматическому моменту, его проработка, которая поможет изжить болезненный опыт. Первая Биеннале современного искусства, беря за основу этот концепт и перенося его в новый масштаб, станет пространством художественного эксперимента по проработке уральской индустриальной реальности».
Т. е. можно было полагать, что все гремящие громады индустрии будут ПРОРАБОТАНЫ в масштабные инсталляции и арт-объекты – прокатные станы по производству новых идей и смыслов. Фрейд? Ну и пусть себе Фрейд… (Интересно было бы посмотреть на старичка, таращащегося на всевозможные продолговатые железки и отверстия в цеху завода. И трактующего их!.. Этакий диагноз заводу )

В предвкушении грандиозно-невиданного и невиданно-грандиозного, я очутился на ГЛАВНОЙ ПЛОЩАДКЕ УИБиСИ-1…

Я увидел только довольно БОЛЬШУЮ пустоту. А надо сказать, что пустота – это именно то, что совершенно не присуще Уралу. В пространстве были только следы некоей давней жизнедеятельности. И не вполне было понятно кого: рабочих? быть может. Художников? не уверен. Словно все было срочно эвакуировано, а оставлены только самые уже бросовые, ненужные предметы.




На стенах - тексты на двух языках, увлеченно рассказывающие о каких-то смелых проектах, о «проработках», «трансформациях» и прочих классных вещах. И совсем никак не связывались с этими текстами ни горка разломанных видеокассет, ни другие столь же «свежие» арт?продукты.











«Достаточно, чтобы слова выражали смысл», - сказал Конфуций, делая ударение на последнем слове. Здесь все было наоборот: СЛОВА выражали смысл, а остальное – едва ли. Крохотные слепенькие мониторчики показывали что-то столь же небанальное, как выход рабочих из ворот завода. Единственная «масштабная» работа – «Стеллаж» Алексея Булдакова - только подтверждала поспешный исход уничтожением документов.



Не хватает большой надписи: «Здесь были Кабаков, Братков, Тер-Оганьян и другие!» Есть же этикетки на стенах - кто посмеет усомниться? Но сомнение – само лезет: были ли? делали ли? видели ли? Нет, оказывается, не было. Зато они сами – лично - рассказали, как все должно быть. И так именно было задумано! Блестящий план удался! Слава дяде Васе, напевшему Каррузо! Но сейчас дядя Вася устал и пошел спать.

Вот - "Труба".  Кабаков, однако!

точнее - вот! Из трубы должно дуть, а еще должны быть люди, один из которых читает вслух...

Вот текст кураторов площадки:
www.openspace.ru/art/events/details/17665/

Все складно, но ничего не объясняет. Главное: почему и для кого это оказалось – здесь? Ощущение, что специальные люди-кураторы очень хорошо теоретизируют, но очень плохо представляют себе Урал и уральцев, индустрию и людей, в ней работающих или просто с ней соприкасающихся ежеминутно. У них – кураторов – действительно была увлекательная работа («сто мэйлов в день») по оформлению некоторых своих идей, рожденных в своих далеких от Урала кабинетах. Они славно поиграли в «индустрию», с удовольствием об этом рассказывают, показывают мозоли. И будка цехового контролера, где отражен весь техпроцесс работы с авторами – безусловно, самое удавшееся произведение центральной площадки. Прочувствованное. Она изолирована от всего остального, в ней много интересного и из нее долго можно не выходить. Да и просто некуда, незачем.






Какое это имеет отношение к «энергии динамического поля», «впечатляющим возможностям» и «стимулам для развития местной арт-сцены» - непонятно.

Интересно, что пространство типографии ВООБЩЕ БЕЗ АРТ-ПРОЕКТОВ работало бы лучше на заявленную идею. Оно сильно уже само по себе своей стихийностью смыслов и образов. Это поначалу признали и сами кураторы: «В 1990-е годы рабочие украсили стены теми самыми материалами, которые печатали, соединив и смонтировав их на свой вкус. На какой-то момент нам показалось, что эти анонимные произведения искусства лучше и интереснее всего того, что мы могли бы здесь выставить…», но паровоз арт-процесса уже тронулся, крамольную мысль поскорее отбросили. Итог: имеющаяся арт-коррекция только разрушила цельность пространства и путает зрителя, как пеньки телеграфных столбов в сосновом бору – ненужные и некрасивые.

без АРТа.  И еще две ниже



Лишний раз продемонстрировано, что Москва – не Россия. Но Урал – сам себе столица. Он не сильно-то и смотрит на Москву. И не смотрел никогда. Это он ей нужен, а не она ему. Здесь полно своего добра, своей энергии, своего духа. Столько людей, «играющих свою игру», не лезущих к столичному фуршетному арт-столу, но плодотворно и целеустремленно работающих и создающих те самые смыслы, я не видел нигде. Они как бы незаметны, но важны, их знают. Их знают, но стараются не замечать местные представители столичных арт-институций. Зачем? «Нас и так неплохо кормят!» И легче работать со столичными схемами и возводить репродукцию в принцип, чем внедряться в местную твердую породу.
Для кого эта выставка? Я не знаю.
Когда-то здесь работало много людей, но все кончилось.
Потом пришли другие люди и тоже немного поработали. Но что-то ничего не началось. Зато эти люди получили массу удовольствия от совместной деятельности, вытерли пот со лба и удовлетворенно похлопали друг друга по плечам, а себя по карману. А в графе «Урал» поставили галочку: «освоен». Что там дальше – Сибирь?
Может быть, это и есть гиперпроект-метафора современной России?

Еще несколько случайных, сделанных буквально в двух шагах (ну, и чуть дальше) от основной площадки фото городского пространства. Без комментариев.






Моя реплика - частная, субъективная. Есть в пространстве основной площадки и неплохие проекты. Так, в закоулках отыскалось отличное видео... И кураторы, несомненно, умнейшие люди, но...

И была еще параллельная программа, о чем чуть позже, в следующих постах.

А вот - для любителей объективности - статья Валентина Дьяконова: www.ncca.ru/news.text.

Tags: Е-бург, Индустриальная биеннале, слова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments