?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
"Древности Ямала", переэкспозиция 2017
Белый Квадрат.2001.
klaustromax


"Древности Ямала" - зал археологии - пожалуй, самый-самый в главном музее Ямала, МВК имени И.С. Шемановского (Салехард). Вечная мерзлота - надежный хранитель времени. Видели рыболовную сеть возрастом в 5 тысяч лет?  Приезжайте, посмотрите. А великолепные находки из знаменитого на весь мир святилища Усть-Полуй (I век до н. э.): предметы из ткани, кости, дерева, бронзы, бересты! А найденные в кладах прекрасные средневековые серебряные предметы из Ирана, Китая, Западной Европы! В общем, показать есть что. Вопрос - как.
Ниже несколько фото экспозиции, сделанной в 2010 году. Образ старинной книги. Идея Марины Ражевой, воплощение В. Могрицкой, С. Питухина и др.


Зрителя встречала вот такая стена-обложка книги, которая перегораживала зал и задавала маршрут движения - слева по хронологическому периметру, а потом в центр - к серебру.


Витрины периметра также оформлены страницами книги - с текстами, иллюстрациями и орнаментами.


Центральная "книжка" с другой стороны.


В углах - инсталляции-реконструкции с крашеными задниками.


Клеевая бортовка, да. И ветки. Впрочем, эта экспозиция делалась на несколько месяцев. Вот только растянулись они в 7 лет.
Но к международной конференции «Археология Арктики» (18-19 ноября 2017) решено было экспозицию обновить, осовременить - поменять физически и эстетически устаревшие элементы.
К слову, совершенно новый проект экспозиции уже был мною разработан в расчете на обещанное финансирование, но - не случилось.
Поэтому в очень короткий срок пришлось аврально и почти без средств переделать возможное.



Были убраны громоздкая центральная "книжка", перегораживавшая зал, и угловые инсталляции-реконструкции, не вполне удачно совмещавшие в себе буквальность и условность. Появилось общее пространство, зал визуально расширился. Стало возможным убрать центральное верхнее освещение, ограничившись локальным.



На "авансцене" - витрина-колпак со знаковой для МВК, частью его фирменного стиля, фигуркой медведя (см. самое первое фото публикации).


Взамен угловых инсталляций-реконструкций были сделаны светотеневые инсталляции в соответствии с разделами выставки: охотник, оленевод, воин, купец, создавшие "эффект присутствия". При необходимости они легко могут быть убраны, а угловые зоны трансформированы хоть в витрины, хоть в интерактивные блоки.






Изменен декор стен: вместо декоративных крашеных "древних" картинок - фрагменты фактур и изображения экспонатов на зеркальном пластике.


Экспонаты из "книжки" перенесены в блок стеклянных витрин, а для обеспечения прежнего маршрута построена витрина-барьер с двумя режимами подсветки: контровой и контровой+прямой.


Контровая подсветка.


Сочетание. Фотоаппарат почти не видит разницы, но глаз - видит.
Разные режимы дают возможность не просто рассмотреть предметы в разных состояниях, но и выстроить драматургию экскурсии.










Блок витрин с серебром. Задники с изображениями на прозрачной пленке + полки из коричневого оргстекла на разновысотных подиумах.

















Зал существенно изменился, "помолодел", но экспозиция требует дальнейшей трансформации. Надеюсь, не через 7 лет.