?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
"Давид Бурлюк: последние гастроли футуриста". Проект и реализация: искусство возможного.
Белый Квадрат.2001.
klaustromax


По старой памяти Музей имени Врубеля пригласил меня поучаствовать в конкурсе на экспозицию выставки "Давид Бурлюк". Проект музея выиграл грант РФКультуры в номинации "Транссибирская магистраль".
Пространство, выбранное для этого проекта очень непростое, дробное - парадная лестница, две лестничных площадки и небольшой выставочный зал. Масса посторонних элементов - многочисленные двери, неперемещаемые витрины и картины.


Схема, предоставленная музеем. Ниже тоже исходники - фото одной из предыдущих экспозиций.


Вид со второй площадки на первую.


Вид с первой на вторую.


Вторая площадка с неперемещаемой картиной. Слева выход в Парадный зал и на постоянную экспозицию музея - потому большой траффик посетителей. Закрытая дверь слева - вход в выставочный "бурлюковский" зал. Справа - двери служебных отсеков.


Зал. Большие окна на противоположной от входа стене.


Правая стена.


Левая.



Пожалуй, единственная футуристическая картинка на будущей выставке - "Портрет дяди" из Иркутска. От нее и (и от характеристик пространства, конечно) и плясал.
В соавторы пригласил Евгения Груздова, с которым сделали не один проект. Поэтому последующие картинки придуманы мною, а вся визуализация его.
Итак, наша концепция:

Железная дорога принесла на огромную часть страны не только новую функцию, но и новую эстетику: образ огнедышащих мощных механизмов, линейку рельсов, гребенку шпал, черточки, полоски, кружки и прочие вполне супрематические значки железнодорожной навигации. Десятки тысяч вчерашних крестьян - людей леса, реки, земли - приняв эту эстетику, словно приняли новую веру, веру в Будущее, фактически приняли идею футуризма. Крестьяне стали путевыми обходчиками, стрелочниками, рабочими мастерских, наиболее смышленные - машинистами, т.е. специалистами, адептами новой культуры, жрецами новой религии. У этих людей уже подросли дети, другой эстетики не знающие, готовые к восприятию Будущего. Будущего в том числе в виде новой эстетики искусства. Бурлюк - вполне себе подходящая "паровозная" фамилия для нового пророка. Транссиб как бы проложил для него путь.

Общий план:

Раздел 1. Площадка 1. Знакомьтесь: Давид Бурлюк!
Визит Бурлюка в Омск ныне выглядит не столько историческим фактом, сколько легендой (как и Белая столица). Маленький провинциальный город словно увидел короткий сказочный сон. Сон одновременно прекрасный и тревожный. Именно это настроение  передается через теплую бронзово-серебристо-золотистую гамму с тональными и цветовыми контрастами: сепия (цвет старых документов и фотографий), темная терракота (цвет земли и запекшейся крови), золото, серебро, синий (темный индиго), яркая терракота (красно-оранжевый), белый. В более контрастном варианте 2 увеличена доля темной терракоты, добавлены 2 тона теплого серого (цвет шинельного сукна). Цветовая гамма определена в соответствии с колоритом одной из картин Бурлюка (см. выше) и имеющимся цветом стен.


Стена первой площадки. Вариант 1.
Поднимающийся из вестибюля по лестнице зритель видит несколько гротескный силуэт Бурлюка (см. заглавную фотографию),
который предстает то ли тенью – но золотистой (или серебристой) - или дверью. Оба – правый и левый силуэты - сделаны в виде неглубоких (5-6 см) прорезей-ниш в общей плоскости (МДФ 10, краска), подсветка подчеркивает и дублирует линии падающей тенью (см. пример из проекта «Сихиртя»).



Пример: многослойность на выставке "По следам сихиртя" (Салехард, 2015).


Вариант 2.
Гротеск усиливает известный зооморфный образ (собачка) на «щеке» и контрастное (серебристое на золотистом и золотистое на серебристом) пятно «руки с лорнетом» («рука» напротив, выходит за плоскость общей стены – из «тени», из «двери» проступает реальный образ). «Отец русского футуризма» как бы шествует важно по перрону, осматривая новые территории, а зритель имеет возможность рассмотреть его самого. По центру стены – инсталляция, посвященная транссибирскому путешествию Д.Бурлюка: в выступающей плоскости окно, в котором темно-синий поезд несется по бескрайней равнине на фоне тревожного заката (пейзаж предельно стилизован: белая полоса, оранжево-красная полоса). Инсталляция подсвечена снизу через полупрозрачное (матовое) стекло полки. Выше силуэта поезда – на заднике – схема маршрута Бурлюка по Транссибу с наименованием всех точек остановки, величиной шрифта выделен Омск. На основной стене в свободном, расходящемся от центра порядке – копии документов и фотографий: свидетельства жизни Бурлюка, афиши его гастролей. Поток воздуха шевелит незакрепленные уголки листов – словно ветер от движущегося поезда или ветер больших перемен (в нише за передней плоскостью кроме светильников спрятана пара вентиляторов).  Вверху надпись «ДАВИД БУРЛЮК» (буквы разной величины – популярный прием в афишах футуристов, шрифт – кириллический вариант «итальянского» - Herold). Пластика шрифта соотносится с пластикой силуэтов. Ниже окна инсталляции – вторая часть названия выставки (шрифт  BeBas Neue). Буквы выполнены из МДФ 4 лазерной резкой и окрашены.

Схема раздела 1. Вид фронтальный и в плане.

Раздел 2.  Лестница и площадка 2. Давид Бурлюк в  Белой столице (Омск, март 1919).
Лестница на следующую площадку – тоже экспозиционный элемент: на подступенках текст в 12 строчек-ступеней. После первого знакомства Бурлюк как бы заговаривает со зрителем – либо как поэт, либо как художник.
Предлагаем варианты:
Стальные, грузные чудовища
ОРАНЖЕВЫЙ подъемлют крик,
Когда их слышу ржанье, нов еще
Мне жизни изможденный лик.
На колеях стальных, жестокие,
Гилиотинами колес,
Стуча, трясете, многоокие,
Немую землю — троп хаос.
Вы в города обледенелые
Врываетесь из темных нив,
Когда ЧАСЫ лукаво СПЕЛЫЕ
Свой завершат живой прилив.


Д Бурлюк. Ор.№32. 1908




Или (приведенное на макете):
«Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные, из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не иссякают».
Первый текст представляет не только Бурлюка-поэта, но и описывает паровоз – важный образ в нашей истории. Второй повествует об искусстве, предвосхищая знакомство зрителя с творчеством Бурлюка.
Паровоз – первое, что видит зритель, поднимаясь по лестнице-тексту, продолжающейся в горизонтали уже железнодорожным полотном (оракал): большой (под потолок), темно-синий (с красно-оранжевыми элементами) – это паровоз-Бурлюк – яркий, грандиозный, шумный, приехавший на станцию Омск.



Развертка.

Нос паровоза – это одна из сторон трапециевидной архитектурной застройки площадки. Две другие стороны, по верху оформленные стилизованными динамичными образами омской архитектуры (бурлящий, потрясенный стремительными переменами город) – экспозиционные плоскости для размещения копий исторических фотографий и документов (печать+пенокартон). Подлинники – в витрине. Архитектурные образы – накладки из МДФ 10 (как и элементы паровоза).


Застройка в левой от лестницы стороне площадки (см. план выше) - прикрывает нефунукциональную дверь, служит фоном для "плазмы" с хроникой 1919 года - ж/д вокзал, прибытие французской миссии, город. На крыльях плоскостей справа и слева от панели – фотографии (печать+пенокартон). Важный элемент – столб с указателями направлений и расстояний, а также несколько «футуристических» железнодорожных элементов (стрелка и др.).


Боковой вид с верхней ступеньки лестницы.


Фронтальный вид.
Цветовая гамма площадки та же, но смещается в сторону более контрастных, активных сочетаний.

Раздел 3. Зал № 2. Бурлюк как два художника.

Заявленное визуально еще в первом разделе раздвоение образа Бурлюка теперь подтверждается и по смыслу. Пространство зала диагональное, динамичное с четкой доминантой на стене с окнами: футуристический портрет из Иркутска (та же гамма, диагональ) как центр экспозиции на темно-синей плоскости в композиции с двумя золотистым и серебристым (теми самыми) силуэтами Бурлюка (см. раздел 1) плюс огромные фотографии (портреты или произведения) – чередование сепии-ч/б и золота-серебра (дополнительное сочетание с рамами картин). Изображения выполнены на баннерной сетке – полупрозрачном носителе, вследствие чего меняются – исчезают и проступают - в зависимости от силы освещения тыльного и фронтального.



Своего рода алтарь «отца русского футуризма».  В остальном пространстве – на стенах и окрашенных в «фирменную» гамму плоскостях - портреты, пейзажи и пр.

..................................................................................................................................


Реализация
Да, конкурс мы выиграли (при его неоднократном продлении участников набралось всего 5, а реалистичных по средствам, срокам и требованиям пространства проектов и того меньше). Но по просьбе музея нам пришлось проект предельно упростить, сократив количество цветов и элементов. По мне, он вовсе перестал быть "бурлюковским", но я, уже занятый плотно на салехардском "Времени летать!", не стал упираться. Среди потерь: синий цвет, вентиляторы в инсталляции на первой площадке, застройка со столбом и стрелкой на второй и полностью фронтальный "алтарь" в выставочном зале. Поэтому радости от выигрыша и от реализации абсолютно нет.


Проект словно высох, потерял сочность и бурлюковскую веселую наглость. Стал угрюмым, хмурым - вполне по-омски.
Тяготы реализации упали на Евгения Груздова (вон он в проеме двери), я лишь консультировал по телефону. Женя молодец, героически справился.



Таня Груздова ждет, когда муж достроит свой паровоз. Тут видна и стенка первой площадки.






Кстати, паровоз - сормовский, самый массовый до и некоторое время после после революции.




Буквы тоже почему-то попросили черные. У меня нет версий.








Пейзаж со стаффажной фигурой.


Любопытное время - октябрь-ноябрь - выдалось: в Омске - паровоз, в Салехарде - самолеты и дирижабли, в Новокузнецке - сразу много самолетов, паровозов, кораблей, автомобилей и револьверов.