?

Log in

No account? Create an account
Белый Квадрат.2001.

klaustromax


Арт-завод Баранова

Искусство заключается в том, чтобы посредством наипростейшего выразить наисложнейшее (А. Платонов)


Previous Entry Share Next Entry
Проект "Щелкунчик. Абсолютное орудие" на "ЕврАзияАрте"
Белый Квадрат.2001.
klaustromax

Проект был представлен в изначальном, образца 2005 года, составе:
5 действующих объектов-щелкунчиков, представляющих «мужскую версию» проекта.
Логическая последовательность «считывания»:
«Боевая Машина» (самое очевидное и традиционное орудие решения проблем силовым путем);
«Синий Мыслитель» (сила разума, в результате решения проблем  чисто теоретических создающая новую бомбу);
«Большой Щелкун» (природная сила, действующая на грани любви и боли, могущая быть причиной не только рождения, но и смерти);
«Металлический Разум» (искусственный интеллект, активно вторгающийся в жизнедеятельность Человечества);
«Черный Куб» (некий структурированный хаос, сила и природа которого не познана, но какой-то своей стороной применимый к решению текущих проблем).
В середине этого ряда мог бы еще находиться, к примеру, «Золотой Телец», но руки пока не дошли.

Текст проекта:
Щелкунчик – игрушка особенная. Точнее, это орудие, замаскированное под игрушку. Настоящее.
В известной сказке Щелкунчика никто не любит – он уродлив. Уродлив, потому что как орудие он абсолютен, а как кукла - относителен,.
И из-за этой своей абсолютной функциональности поколения классических Щелкунчиков были обречены на уродливость и нелюбовь. Точнее, из-за стремления стыдливо скрыть свою трудоспособность, пытаться выглядеть обычной куклой.
Новое время открыло красоту неприкрытой функциональности.
Новым щелкунчикам нет нужды прятаться в нелепой фигурке парадного солдафона.
Как мы помним, в сказке Щелкунчик оказался незаменим. Ну и что, что уродлив, зато какой молодец! Стал ли он любим? В сказке, кажется, да. Существование крыс часто способствует рождению любви к Крысобойцу.
Абсолютная полезность вызывает относительную любовь.
Проблемы ненавистны – и нам приходится любить то, что их решает, несмотря на очевидную его уродливость. Орудие убийства ужасно, но – щелк! – и нет проблемы. Главное – не видеть расколотую чере..., извините, скорлупу.

Будучи орудием абсолютным – т.е. расщелкивающим-раскалывающим-раздавливаю
щим в принципе ВСЕ – щелкунчик является орудием опасным: одно неловкое движение –
боль, бль, крик, кровь
или – когда сила без меры – не только скорлупа-проблема, но и ядро вдребезги.
Рас-щеп-ле-ни-е яд-ра, ма-а-а-аленького такого ядрышка. . . . . . . . . ............................

Абсолютное орудие – даже игрушечное - очень деликатный инструмент.

Автор - Сергей Баранов, Омск.





"Боевая Машина" на фоне работ новосибирца Сергея Беспамятных, с которым мы когда-нибудь сделаем проект "День танкиста".


Первый орех. Всего было заряжено 1,5 кг грецких и 0,5 кг фундука. Хватило на 3 часа.








Самый удобный и потому эффективный механизм из всей серии.




"Синий Мыслитель". Тоже щелкает будь здоров. И крепкий - выжил на Пикнике)).






Справа - "Металлический Разум".








Люди и искусство. Только хруст стоит.
Справа - "Большой Щелкун".












Ну, и "Черный Куб" - сложноуправляемая штука.





Хочу добавить, что интерактивные проекты всегда сложно живут в пространстве "классического" искусства, к тому же постранстве "чужом". Первая проблема - заставить людей быть не созерцателями, а участниками. Вторая - после решения первой сохранить меру и смысл: произведение искусства - не средство добывания пищи или громких звуков. Третья - вечерняя уборка: уборщица сама решает что есть мусор и убирает всю накопившуюся скорлупу, так необходимую для образа. И проблема четвертая - постоянное пополнение запасов орехов. Все эти проблемы должны решаться в комплексе, что в нашем случае практически невыполнимо. Так что, приходите со своими орехами и щелкайте на здоровье.